Сначала пару слов стоит сказать про понятие воронки продаж. Классическая воронка продаж выглядит следующим образом. Эта модель была предложена в 1898 году Элиасом Льюисом, и надо сказать, что спустя сто с лишним лет пора бы уже начать пользоваться чем-нибудь посвежее.
С другой стороны, есть модель, где выделены этапы пути клиента через действия. Смысл такой воронки совсем иной, но это тоже называют воронкой продаж. Так что простите мне, если я буду называть воронкой продаж не совсем то, что написано в энциклопедии.
Но обратите внимание на то, как звучит определение. Маркетинговая модель, ориентированная на потребителя, которая иллюстрирует теоретический путь клиента к покупке товара или услуги. Здесь меня очень сильно смущает то, что слово товар стоит в единственном числе.
Положим, у нас есть два товара. Скажем, обычное молоко и соевое молоко. Будут ли у них одинаковые воронки продаж? Нет, не будут. У них будут разные воронки продаж хотя бы потому, что через них проходят разные потребители с разными возможностями и приоритетами. Смешав эти две воронки продаж в одну, мы получим нечто усредненное. Как в случае со средними ценами, которые не отражают реальную ситуацию с ценами, эта усредненная воронка продаж не будет отражать реальную конверсию.
Вернемся к квартирам. Нет двух абсолютно одинаковых квартир. Любые две квартиры, даже с одинаковыми планировками, расположены либо на разных этажах, либо имеют разные виды, либо вообще находятся в разных локациях.
Означает ли это, что нужно для каждой квартиры иметь отдельную воронку продаж? Вовсе нет.
Попробуем объединить квартиры в сегменты. Пусть один сегмент содержит только однокомнатные квартиры. Но есть однокомнатные квартиры с отдельной кухней, а есть европланировка. Их тоже надо разделить на сегменты?
Продолжая это деление, мы не знаем, где остановиться. Нам нужно какое-то основание, чтобы остановиться. У нас нет этого основания. Мы можем остановиться в момент, когда число квартир станет, скажем, двадцать. Мы можем остановиться, когда оно будет десять. Но как обосновать, что двадцать чем-то лучше, чем десять? Или другой вариант. Мы можем остановиться, когда следующее деление пойдет по характеристике, которая не влияет на выбор клиента, которая не значительна для клиента. Это уже более правильно. Но что это за характеристика? Исходя из анализа огромного числа клиентских историй, могу сказать, что такие характеристики бывают, но они меняются со временем вместе с тем, как меняется входящая аудитория. Поэтому деление на сегменты тоже не приведет нас ни к чему хорошему.
Более того, допустим, мы решили, что у нас есть опыт, что по этому опыту делить квартиры на сегменты нужно так и так. Из CRM мы вытащили информацию, что есть сто лидов, которые хотят европланировку, есть сто лидов, которые хотят отдельную кухню. Часть лидов подписала договор, часть не подписала. Отлично. Нижний уровень воронки мы как-то нарисовали. А что делать с теми лидами, у которых нет отметки, что они хотят?
Что делать с тем объемом клиентов, которые ходят по сайту, и по которым уже не так понятно, хотят они европланировку, или не хотят? Используя подход построения воронки по сегментации, мы не сможем выстроить верхний уровень воронки, поскольку на этом уровне у нас недостаточно информации, чтобы описать клиента через характеристики квартир.
Выстраивая воронку продаж на основе сегментации квартир, мы заблудимся по дороге, и наша воронка продаж перестанет отражать реальное положение дел.
Квартиры - уникальный товар. Нет двух одинаковых квартир. И по входящему клиенту невозможно точно узнать, что именно он хочет. Идея проводить анализ с помощью классической воронки продаж обречена.