Для начала немного теории. Возьмем классическую кривую эластичности. Кривая эластичности строится в двух измерениях. По вертикали откладывается объем продаж, по горизонтали цена. По графику мы видим, что поднимая цену, мы снижаем число продаж. Уменьшая цену, увеличиваем число продаж. Классика.
Но этот график - это сферический конь в вакууме. В жизни такое бывает крайне редко. По двум причинам.
Первое. Объем продаж зависит от числа входящих клиентов. В учебнике полагается, хотя почему-то это никто не написал, что число входящих клиентов очень велико и не меняется со временем. В жизни такого не бывает. Поток клиентов в принципе меняется с каждым днем. Поэтому, рисовать по вертикали объем продаж в виде числа проданных квартир или числа квадратных метров нельзя. Нужно брать процентное соотношение числа продаж от числа входящих клиентов.
Чем это лучше? Тем, что если известен план продаж, то можно взять процент с графика и вычислить, каким должен быть входящий поток клиентов.
Второе. Цена. Тут сложнее. Дело в том, что цена - это мера вещей. Сегодня рубль - это одна десятимиллионная квартиры, а завтра одна двадцатимиллионная. То есть, если бы квартира была валютой, то соотношение рубль-квартира было бы курсом валют, и этот курс постоянно бы менялся. Цена - не абсолютное понятие, а относительное.
Был бы этот курс равен средней рыночной цене? Нет, не был бы. Мы это уже разбирали. Посмотрите лекцию о средних ценах. Средняя цена не отражает реальной ситуации с ценами. А нам здесь нужна именно реальная ситуация. Нужен курс валют, где ценность квартиры в глазах клиента выражается в числе рублей, которое клиент готов заплатить.
Но квартиры разные. Одна квартира ценнее другой. У одной сорок квадратных метров, у другой шестьдесят. Та, у которой шестьдесят, ценнее. Больше пространства для жизни. Но не пропорционально ценнее. Метр большой квартиры стоит дешевле метра в маленькой. Есть ли некий курс валют цена-квартира, по которому можно все квартиры оценить?
Такой курс есть. Это понятие называется рыночной стоимостью. Очень похоже на рыночную цену. Легко запутаться. Как вычислять рыночную стоимость я расскажу в другой лекции. Пока давайте представим, что у нас по каждой квартире
рыночная стоимость вычислена.
В общем, мы будем использовать рыночную стоимость как эталон. Изменение цены относительно рыночной стоимости влияет на конверсию.
Если квартира имеет цену выше ее рыночной стоимости, конверсия падает. Ниже рыночной стоимости, конверсия растет. Это происходит потому, что клиент видит, что предлагаемая ему квартира дороже или дешевле той суммы, которую он готов за нее отдать.
В этом вся разница. Он готов за нее отдать. Не дешевле или дороже средней по рынку, а дешевле или дороже той цены, что в голове у клиента. Что в голове у клиента включается - радость от экономии или жадность от переплаты? Это поведенческая экономика.
Но какой вывод? Вывод в том, что по горизонтали надо брать не абсолютную цену в рублях, а процент от рыночной стоимости. И мы внезапно получаем ту самую картинку, что нарисовал Даниель Канеман. Чем больше клиент затратит своего ресурса, тем меньше он удовлетворен приобретением. Чем больше клиент сэкономит ресурса, тем больше он удовлетворен.
Вот, вот мы договорились о том, в каких единицах измерения будет строиться график эластичности. По вертикали процент конверсии, по горизонтали процент от рыночной стоимости.