Как мы определили в лекции про эластичность спроса, у каждой квартиры есть своя рыночная стоимость. Рыночная стоимость меняется во времени, но в каждый момент можно оценить квартирный фонд и составить его распределение по стоимости. Если вы так сделаете, то увидите, что у вас может быть больше квартир меньшей стоимости и меньше квартир большей стоимости. И наоборот.
Поскольку до конца срока жизни проекта нужно продать весь объем целиком, в тактической перспективе нужно продать некий объем пропорционально остаткам квартирного фонда.
Так выстраивается план продаж в краткосрочной перспективе. Надо продать столько квартир под один бюджет, столько-то под другой. На слайде этот объем показан синей линией.
Теперь включим динамику.
Если мы в прошлом периоде продали слишком много квартир с одним бюджетом, то остаток квартирного фонда в этом бюджете сократится, и план на следующий период в этом бюджете уменьшится. Если продали мало, то в будущем нужно будет нагонять. То есть, план меняется в зависимости от остатков квартирного фонда.
Вот, мы составили план в тактической перспективе. Это пока что грубый план. Он выражен в объеме продаж по каждому бюджету.
Стоит ли этот план как-то еще модифицировать? У нас есть три варианта действий. Мы можем продолжить продавать быстро, потом сбавить темп. Можем продолжить попытки продавать одно и то же количество каждый месяц. Можем чуть сбавить обороты сейчас в надежде, что потом все быстро разберут. Все зависит от ожиданий будущего.
Чисто по статистике у нас нет никаких оснований полагать, что спрос со стороны клиентов с таким бюджетом как-то изменится. Но, чтобы выбрать путь работы с этим бюджетом, нужны обоснования.
Мы можем посмотреть, как менялся входящий поток клиентов под данный бюджет. Если он постоянно нарастал, мы можем ожидать, что он будет продолжать расти. Если он постоянно уменьшался, можем ожидать дальнейшего уменьшения.
Но на практике только в редких случаях можно спрогнозировать будущее на полгода-год вперед. Скорее всего, поток клиентов месяц от месяца плясал вверх-вниз как бешеный. В рамках нестабильной экономики делать прогнозы на полгода-год в принципе пустая трата времени.
Но есть некоторые ожидания в краткосрочной перспективе. Поэтому, программа динамического ценообразования, наблюдая за клиентами, может спрогнозировать, какой объем продаж в этом бюджете ожидается при текущей витрине, скажем, в следующем месяце.
Например, в этом бюджете, несмотря на достаточно продолжительный рост потока клиентов в прошлом, в следующем месяце прогнозируется резкий спад. Это основание для того, чтобы изменить план, и несколько повысить его на ближайший месяц. Нам важно предвосхитить дальнейшее падение и продать чуть больше, пока можем.
Если же ожидается, что будет бурный рост, то можно и притормозить, поскольку ликвидность остатков в бюджете возрастает.
Как видите, в каждом бюджете возникает своя особенная ситуация. В одном бюджете один прогноз, в другом бюджете другой. Таким образом, мы уже понимаем, что ставить общий план без оглядки на рыночную стоимость квартир нельзя.
Мотивированные продажники могут взять наше указание продать столько-то метров, посмотреть, какие квартиры лучше продаются, и продать их в еще большем количестве. Таким образом, квартиры из другого бюджета, которые продаются не очень хорошо, будут продаваться еще хуже, а потребность их продать в следующем месяце только вырастет.
На слайде пример такого события. В сумме по объему продано было ровно столько, сколько планировалось. По итогам месяца успешно отчитались, все были довольны. Но, если копнуть, в одних бюджетах квартирный фонд истощился, а в других ничего не продано.
Да, в классике это называется равномерной вымываемостью. Но есть нюансы. Мы о них говорили в предыдущей лекции о характеристиках квартир. Если распределять квартиры по сегментам исходя из характеристик, можно повредить витрину. Изменив цены в одном сегменте, можно повредить продажам другого сегмента. Распределение квартир должно идти по бюджетам.
Чтобы осуществить распределение по бюджетам, нужно уметь оценивать каждую квартиру глазами покупателя, то есть определять, за какую цену покупатель готов эту квартиру купить. Собственно, этим и занимается
система динамического ценообразования.
Распределив квартиры по бюджетам, мы получаем от системы динамического ценообразования прогноз в каждом бюджете. Получив прогноз, сопоставив его с остатками квартирного фонда, ставим план. То есть, рисуем эту синюю линию.